Архив
портала   К У Л Ь Т У Р А

Главная Форум Объявления Портал "КУЛЬТУРА"
ПРОЕКТ
Общественное Объединение
«Живая Этика»
Проект закрыт по причине отсутствия у тех, кто самонадеянно называет себя «рериховцами», потребности к объединению. Январь, 2015г.
Вопросы можно задать здесь: http://zovnet.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=101
Община «Крылья Духа»
Фонд Культуры «Зов»
Интернет-портал «Адамант»

 
01.02.14-06.03.14  Конференция «Судьба идей и наследия Рерихов»
Список докладов
Резолюция
Выполнение резолюции

Текущее время: 18 сен 2018, 23:05

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Результатов поиска: 172

Автор Сообщение

 Перейти в форум   Перейти в тему

Добавлено: 17 янв 2014, 21:48 

По моему мнению, в проекте резолюции по первому вопросу следует отразить:
3. Необходимость создания государственного музея Рерихов, интегрированного с Государственным музеем Востока и Музеем-институтом семьи Рерихов.

Необходимость создания государственного музея Рерихов давно назрела и обсуждению не подлежит. Вопрос в том, каким мы видим этот музей (каким видит его минкульт и видит ли вообще, узнаем со временем). Он может быть совершенно самостоятельным, а может быть филиалом Государственного музея Востока, что, наверное, с чисто административной точки зрения, более целесообразно. ГМВ - музей федерального уровня, т.о. музей Рериха автоматически тоже становится федеральным. Пока не вижу смысла в присоединении к этому процессу Музея-института семьи Рерихов. МИСР - музей муниципальный, находится в СПб, и прямая ему дорога - сотрудничество с Государственным Русским музеем. ГРМ, который обладает уникальной рериховской коллекцией (около 400 картин, не говоря о рисунках), практически не имеет постоянной экспозиции, его коллекция не работает. Было бы замечательно, если бы МИСР и ГРМ заключили договор о сотрудничестве, с тем чтобы в МИСР постоянно экспонировались картины из ГРМ со сменой экспозиции, например, раз в полгода.

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 17 янв 2014, 22:54 

Анна, вопрос к Вам: скажите пожалуйста, все ли картины НК сейчас представлены в ГМВ к просмотру, или какая-то их часть находится в запасниках? Претензии подобного рода могут прозвучать и в адрес ГМВ, и в адрес Русского Музея, как аргумент против того, чтобы передавать картины в ГМВ. МЦР утверждает, что у них все картины в залах, а в ГМВ - в запасниках. То есть как бы передача картин ГМВ не будет оправдана.
Ясность в этом вопросе нужна и для работы над докладами.
В ГМВ в двух залах размещена постоянная экспозиция работ Н.К. и С.Н.Рерихов, Из картин, находящихся в запасниках, периодически формируются тематические временные выставки, кроме того, картины экспонируются на временных выставках в других музеях и даже в других странах - осенью прошлого года в Ашхабаде прошла полноценная выставка сюжетных картин (а не Гималайских этюдов, которые хоть и очень хороши, но сюжетные не заменяют, а только дополняют). Картины работают.
Но главное не в этом. Речь не идёт о передаче картин из МЦР в какой-либо другой музей. Речь идёт о создании ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ РЕРИХОВ! О создании такого музея хлопотал ещё Юрий Николаевич Рерих, когда жил в Советском Союзе (1957-1960). Постановление о создании такого музея было подписано Черномырдиным в 1993 году. И лишь недавно МЦРу (если верить их словам) удалось добиться отмены этого постановления.

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 17 янв 2014, 23:56 

ЕВА, будьте добры, а нет ли какой-то сводки по этим передвижениям, чтобы можно было воспользоваться цифрами статистики?
Это было бы очень показательно...может ГМВ запросить?

У меня такой статистики нет, я живу в СПб, в Москве бываю редко. Но знаю, что в выставках того же МИСРа в СПб часто принимают участие картины из ГМВ, а ГРМ в МИСРе почему-то игнорируют. Или ГРМ игнорирует МИСР, кто их разберёт.
Честно говоря, не вижу, зачем нужна такая статистика. Вопрос "о передвижениях" не такой простой, как кажется. У Н.К.Рериха есть очерк (к сожалению, не помню название, а искать совершенно некогда), в котором он определённо высказывается против передвижения картин, люди должны ездить к картинам, а не картины к людям. В то же время С.Н. Рерих приветствовал передвижение выставок картин из своей коллекции по всему Советскому Союзу, в ГМВ даже была карта с флажками на городах, где выставка побывала.
Если будет создан государственный музей, даже как филиал ГМВ, он начнёт самостоятельную жизнь, в обсуждении его концепции общественность и должна принять участие. Так видится.
Особняк Лопухиных принадлежит государству, в течение многих лет это была федеральная собственность, а аренду МЦР незаконно имел от правительства Москвы. Когда-то МЦРовцы сами признавались, что существуют "вне правового поля". Недавно им удалось перевести особняк в муниципальную собственность. В перспективе такая аренда даёт право выкупа арендуемого помещения за символическую плату. Хорошо, что не успели. Будем надеяться, что со временем там разместится государственный музей, или как самостоятельный, или как филиал ГМВ.

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 18 янв 2014, 01:05 

К вопросу о передвижениях: меня больше интересует не факт передвижения, а факт доступности. Если у музея не хватает своих площадей для их экспонирования, а доехать до музея в Москве или в СПБ значительная часть населения никогда не сможет, то, наверное, выездные выставки оправданы. В идеале, конечно, хотелось бы следовать всем заветам неукоснительно, но ведь жизнь не стоит на месте, и новые условия диктуют свои правила.
А цифры эти были бы нужны,что бы иметь возможность возражать против обвинений со стороны МЦР, что ГМФ и РГМ не экспонируют большую часть своих коллекций.
Жизнь, действительно, не стоит на месте, и технические условия перевозки сейчас, конечно, отличаются от тех, что были во времена Н.К.Рериха. Но организовать выездную выставку - это не только большая работа, в том числе и техническая - упаковка, распаковка, создание климатических условий для перевозки - температура, влажность и т.д., существуют специальные фургоны. Но это и огромные деньги на перевозку и на страховку картин при перевозке. Так что "факт доступности" определяется исключительно деньгами. Выставки МЦР всегда оплачивала принимающая сторона. И очень долго у них в уставе был пункт о том, что принимающей стороной может быть только ГОСУДАРСТВЕННАЯ организация! Зная себя, они общественным организациям не доверяли. И лишь после того как их обсмеяли в интернете, они расширили формулировку.
МЦР продемонстрировал свою полную несостоятельность по всем статьям. О каких обвинениях с их стороны может идти речь?! Такой организации больше не существует! Где их правление? Где Президент? Где попечители? Лопнул мыльный пузырь.
И с какой стати кто-то в чём-то будет перед ними оправдываться?
У нас другая задача, мы собрались для конструктивного действия.

 Перейти в форум   Перейти в тему

Добавлено: 18 янв 2014, 00:36 

Наверное, стоит поставить вопрос о создании государственной ревизионной комиссии с участием представителей общественности для официальной проверки состояния дел в МЦР, нужно выяснить, что кому юридически принадлежит.
Не придумал же Анненко признание Постникова:
«Со своим президентством в МЦР я "попал как кур в ощип", так как в момент моего избрания ничего не знал о творящихся в этой "общественной" организации делах. На самом деле это частное заведение, принадлежащее Л. В. Шапошниковой и банкиру Булочнику… ».

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 18 янв 2014, 22:19 

Вероятно, Вы внимательно следили за деятельностью МЦР....
Для этого далеко ходить не надо. На сайте у Андрея Павловича деятельность МЦР представлена в документах с чёткими комментариями. Я даже пыталась вдохновить его написать книгу на основе этих материалов. Пока не получилось, но надежды не теряю.

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 21 янв 2014, 00:33 


*****************************************************************************************
Андрей Павлович, в соответствии с этим законом, моя тревога, выраженная в докладе, теряет смысл?
Получается, что наследники, если в МЦР имеет место частная собственность, не имею права продавать негосударственный фонд никому, кроме государства? Тогда мне надо изъять эту часть своего доклада. Как-то я невнимательно прочла этот закон раньше.

Милая Мила, а кто знает, что именно в МЦР поставили на учёт, а что - ещё "не успели"?
С другой стороны, хоть "государство имеет преимущественное право покупки", покупать оно не обязано и вполне может это своё право уступить каким-нибудь Гайдарам или Чубайсам. Контроль общественности совершенно необходим. Но опять МЦР пытается извернуться, чтобы "приватизировать" функции общественного контроля.
Вы предлагаете
1. Провести ревизию экспонатов, хранящихся в МЦР, сверив их наличие с документами, сопровождавшими доставку в Россию (СССР), а также экспертизу картин на предмет их подлинности.
Мысль совершенно разумная, но КАКИЕ документы в МЦР предоставят для сверки??? Если там копнут люди с чистой совестью, страшно подумать, что они там увидят...

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 20 янв 2014, 23:00 

Честно говоря, я решил, что историю РД писать пока рановато. Это все равно, что писать жизнеописание подростка. Слишком непредсказуемо ближайшее будущее, как во взрывном процессе. По существу, мы сейчас своими действиями эту историю и пишем, а потом пусть другие все это описывают. Или, может быть, сами доживем до того времени, когда РД выйдет на стабильную орбиту, оправдывающую свою историю. Вот тогда можно будет и книгу писать.
Не убедили меня ваши доводы, Андрей Павлович. Предлагаю компромиссный вариант.
Собрать из документов, освещающих деятельность МЦР, начиная с их регистрации, небольшую брошюру, добавить туда воспоминания Юферовой, наставления Т.П.Григорьевой, выполненные Шапошниковой по всем пунктам "с точностью до наоборот", может, что-либо ещё (всего сейчас не помню). Для начала электронный вариант будет в каком-то смысле "пособием" для участников конференции (на сайте не всякий будет искать по частям), а может быть, найдётся возможность издать и бумажную брошюру на скрепке. На самом деле только единицы в курсе противоправной деятельности МЦРа.
"Сочувствующие" уже согласны на государственный музей, но...
Чайка (кто-то из Сибро?) писала (http://teros.org.ru/new/forum/viewtopic.php?f=126&t=7626&start=45):
"Мне тоже кажется, что единственный выход - чтоб Центр получил статус государственного, но под бдительным контролем общественного Совета из руководства МЦР ..."

 Перейти в форум   Перейти в тему

Добавлено: 21 янв 2014, 22:42 

Проект резолюции по второму вопросу:
«Вопросы координации в РД и пути к объединению»
5. Предложить всем РО создать совместный единый интегрированный Интернет-ресурс, где все РО могли бы размещать информацию о своей деятельности и мероприятиях, проводить дискуссии по ключевым вопросам, договариваться о совместных действиях и акциях.


Предел мечтаний! Наверное, самый реальный и самый многообещающий пункт. Его реализация не зависит ни от каких чиновников, а участники почувствуют себя принадлежащими к единому Сообществу единомышленников. В этом будет сила.
Единственное, что смущает, это перспектива "проводить дискуссии по ключевым вопросам": не научились мы ещё дискутировать, сохраняя уважение к собеседнику. Наверное, нужно будет предусмотреть ротацию модераторов.

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 25 янв 2014, 00:25 

Пензенское региональное отделение Международной Лиги защиты Культуры сообщает:
"Учение, литературно-философские и научные труды семьи Рерихов, письма Е.И. Рерих, книги Л.В. Шапошниковой, биографические исследования П.Ф. Беликова, воспоминания Р. Рудзитиса и К. Молчановой, материалы международных конференций МЦР, Грани Агни Йоги – вот те ориентиры, которые являются для нас путеводной звездой".
(http://www.roerichs.com/Publications/Movement/another-rd/10.htm)

Учение и воспоминания К.Молчановой для них в одном ряду...

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 25 янв 2014, 00:14 

Это же сколько в этих людях страха!
Это уже не страх, а настоящая паника! Тактика не меняется - "Нападение - лучший способ обороны".
И какая оперативность: 19 декабря появилась информация о Конференции, а первый вопль раздался уже 29 декабря
http://www.roerichs.com/Publications/About_Council/2013/InfLetter_29-12-2013.htm
Честно говоря, не ожидала такой панической реакции.
Тем более что на "Солнечном ветре" тему Конференции совершенно "замылили"...
Не знаю, обсуждается она где-либо конструктивно?
Но такая мощная "поддержка" со стороны МСРО, столько внимания - это же замечательно!
Пустого звона они бы не испугались.

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 25 янв 2014, 21:24 

Хорошо бы и этому вопросу уделить внимание, - кумирня и АЙ несовместимы.
Вульгарность, с какой обставлен музей, все признаки культа примитивной личности, претендующей на "космическое" сознание, - все это так пошло и душно, что должно быть разрушено. Когда я была первый и единственный раз в МЦР в середине 90-х, там ещё что-то более менее было похоже на музей, но то, что я увидела на видео, меня просто шокировало.
Их всех оттуда надо просто выдворять, повыкидывать всю бутафорию и привести музей к классическому виду.
К сожалению, дело обстоит ещё гораздо хуже. В середине 90-х в коридорчике 2-го этажа у них висело нечто вроде стенной газеты с заголовком "наши враги". Наклеенные на большой лист бумаги фотографии министра культуры (на тот момент Е.Ю.Сидоров), директора ГМВ В.А.Набатчикова и ещё нескольких человек, которых не запомнила, были обведены траурными рамками! Когда друзья рассказывали про это "действо", трудно было понять, о чём идёт речь. Но потом увидела своими глазами. Позже эта вывеска исчезла, но не факт, что она не висит у них где-нибудь в закрытом закутке - для избранных.
Далее за "устрашающей вывеской" была открыта дверь в небольшую пустую комнату, и очередная вывеска сообщала, что здесь должны находиться картины, "незаконно удерживаемые в ГМВ".

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 26 янв 2014, 23:55 

http://agni3.narod.ru/
Свидетельство Н.М.Сазановой на суде 9.06.01г.

Свидетельство по иску Международного Центра Рериха к Министерству Культуры РФ и Государственному Музею Востока
Я, Сазанова Наталия Михайловна, доктор филологических наук, профессор Института стран Азии и Африки при МГУ, 1932 года рождения, свидетельствую нижеследующее:
В апреле 1989 года я была командирована в Индию в г.Бангалор для переговоров со С.Н.Рерихом по линии Совета министров СССР и Министерства Культуры СССР. В подготовке данного мероприятия принимал участие по линии Совета министров СССР один из заместителей Председателя Совета Министров Ю.А.Щербаков. Делегацию возглавлял зам. Министра Культуры Г.А. Иванов. Мы прибыли в г.Бангалор в сопровождении консула СССР в Мадрасе В.Г.Черепова. Переговоры продолжались с 4 по 11 апреля 1989года. Основным их содержанием было создание музея Рерихов как филиала Музея Востока и судьба картин, находящихся в Музее Востока. С.Н.Рерих выразил свое полное согласие на предложение о создании музея Рерихов в качестве филиала государственного музея Востока в г.Москве. Он также подтвердил факт принадлежности оспариваемых МЦР картин музею Востока и выразил пожелание как можно чаще их экспонировать.
Во время своего следующего пребывания в Индии в октябре-ноябре 1989 года я столкнулась с непредвиденными трудностями в посещении С.Н.Рериха. Советник посольства А.М.Кодакин практически запретил мне поездку к С.Н.Рериху, забрав бумаги с планом будущего здания филиала Музея Рерихов и предложениями Министерства Культуры СССР. Однако мне удалось 31 октября слетать в Бангалор, поздравить его с 85 летием и снова обговорить все предыдущие вышеупомянутые пункты. С.Н.Рерих опять подтвердил законность нахождения картин в Музее Востока. За все время дружеского общения в течение многих лет со С.Н.Рерихом я ни разу не слышала от него слов, свидетельствующих о намерении передать картины из Музея Востока в какое-либо другое учреждение.
Н.М.Сазанова

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 26 янв 2014, 22:13 

Фрагменты воспоминаний А.А.Юферовой
В 1959 году я работала экскурсоводом в Третьяковской галерее и у нас в то время была открыта выставка картин Н.К.Рериха. Это была уже вторая его выставка, первая была ранее на Кузнецком мосту, и она произвела настоящее потрясение в культурной жизни столицы. Все были восхищены светозарными, лученосными картинами, которые взорвали мрак коричневой каши “модоровоской живописи”, господствовавшей в то время. Тогда еще я не могла знать, что стоит за этой светоносностью, и только почувствовала красоту этих картин, которые поразили меня.
Затем я уже работала в Академии художеств СССР, сначала в качестве младшего научного сотрудника в секторе теории искусств, потом старшего научного сотруд-ника в секторе актуальных проблем современного искусства. И в 1972 году мне посчастливилось вместе с А.Н.Лукашевым выпустить в издательстве Госзнак большой альбом репродукций Н.К.Рериха.
Мои родственники в то время жили в Риге, и мне приходилось часто там бывать. Там этот альбом продавался в лучшем рижском книжном магазине, витрина с ним была оформлена как на праздник цветущими ветками. И там же я познакомилась со старейшими членами рериховского общества, которое было после войны разгромлено, и многие его члены были сосланы в лагеря. Я познакомилась с Гаральдом Феликсовичем Лукиным, помню и одну из трогательных старых рижских леди Мету Яновну, ослепшую от переписывания Агни Йоги, эти книги чудом были спасены и она их сохранила, переписав от руки.
И вот в один из приездов я решила на свой страх и риск посетить П.Ф.Беликова в Козе Уумыйз под Таллином. От Таллина надо было ехать еще два часа на экспрессе, мимо хуторов и полей, и я прибыла в довольно живописное место. Это была родовая старинная усадьба баронов Икскуль, и в ней располагалась МТС, где П.Ф.Беликов работал бухгалтером. Это был человек выше среднего роста, с седи-ной. Одет очень обычно, довольно скромно. Меня удивило его загорелое лицо не-сколько восточного типа, густые черные брови и пронзительные черные блестящие глаза. В его непринужденной открытой манере общения часто сквозили какие-то особые уверенно-твердые нотки. Запомнился его громкий раскатистый смех и, я бы сказала, магнетический взгляд.
Он был удивлен моим приездом, но встретил меня радушно, проводил к себе в дом. Его дом был скромным двухэтажным строением на четыре квартиры, одну из которых на втором этаже занимал он. Мне была предоставлена отдельная комната, где я была поглощена чтением книг Агни Йоги, которые Павел Федорович предоставил в мое распоряжение. У него вообще была огромная библиотека, состоящая из редчайших книг, на стенах удивительные картины. На всю жизнь я запомнила акварель “Башня Чунг”. Ночь, сторожевой костер среди сумрачных гор у подножия странной циклопической башни.
Все было необычным там для меня, человека атеистической советской закваски, который занимался классическим русским искусством, передвижниками, советскими художниками.
На утро Павел Федорович предложил мне прогулку. Было бодрящее морозное утро, мы пошли к какому-то хутору, далее через реденький лесочек, дошли до ручья, кругом никого не было, просторы, леса, перешли ручей. И Павел Федорович на-помнил мне, что скоро столетний юбилей Николая Константиновича, и что хорошо бы его отметить, а пока в этом направлении никакого движения не намечалось.
Я обещала ему по возвращении обязательно поднять этот вопрос у нас в Академии художеств, и Павел Федорович назвал мне имена людей, которые могли бы написать воспоминания о Николае Константиновиче и принять участие в подготовке юбилея.
Вернувшись в Академию, я вышла на вице-президента академии художеств Владимира Семеновича Кеменова, написала ему по полной форме бумагу с обоснованием особенностей творчества Рериха как художника многостороннего, занимающегося и живописью, и прикладным искусством, искусством монументальным, радеющего о развитии художественных промыслов и т.д. И от Кеменова пришел положительный отклик, как раз в это время был создан наш сектор актуальных проблем. Я не знаю, по каким каналам далее шли переговоры Кеменова с Кузьминой Мариной Тимофеевной, руководителем нашего сектора, и руководством института, но я сама все это время неоднократно поднимала у нас на секторе вопрос о столетнем юбилее Николая Константиновича, настраивала всех, чтобы к этому времени создать коллективный труд, выпустить к юбилею сборник о Н.К.Рерихе. Помня предложения Павла Федоровича, я предложила Марине Тимофеевне собрать бригаду из внешних авторов и из академического состава. В то время это было дело не простое и не обычное, но она решилась пойти на этот эксперимент.
Из институтских товарищей откликнулась Сыркина Флора Яковлевна, крупнейший специалист по театральным декорациям, она согласилась написать статью о декорациях Рериха “Рерих и театр”. В то время декорации Рериха признавались всеми как высокохудожественные и споров не вызывали. В то же время к творчеству Рериха и ему самому у нас в стране отношение было довольно настороженное, сразу с двух сторон. Со стороны реалистов-традиционалистов его упрекали в том, что у него есть момент стилизации, мистики, а авангардисты не принимали его героики, оптимистически мажорного строя творчества, которое противоречило постмалевической линии абстрагирования от земного, отрешения от жизни. Таким образом, его не признавали и правые.
В.С.Кеменов возглавил коллектив и написал большую, интересную и живую статью о Николае Константиновиче. А до этого он работал над проблемами традиционной, реалистической живописи, занимался Суриковым, и вот в последние годы жизни стал писать о Рерихе. Тем самым сборник приобрел высокий и, следовательно, официальный академический статус.
И вот в такое издание были приглашены совершенно сторонние академической, официальной среде люди, которым в то время было невозможно даже мечтать о том, чтобы широкой аудитории рассказать о творчестве и жизни Н.К.Рериха. Это были люди, которые знали и понимали Рериха не просто как художника, а могли передать и его мировоззрение, могли рассказать о нем как великой личности. Трудно представить, что в те годы у этих людей могла появиться возможность сделать это, невозможно было преодолеть жесткие цензурные рамки. Публиковать хоть какие-то материалы о Рерихах можно было только в связи с чем-то, в связи с каким-то событием.
Для работы были приглашены такие авторы как сам Павел Федорович, который написал главу “Гималаи” и вторую главу вместе с Л.В.Шапошниковой “Институт “Урусвати”. Гунта Рудзите написала главу “Н.К.Рерих и Прибалтика”, художник Л.Р.Цесюлевич - главу “На Алтае”. Тогда только начинал публиковаться В.М.Сидоров, он написал главу о поэзии Николая Константиновича. Была приглашена также З.Г.Фосдик, которая рассказала о музее Н.К.Рериха в Нью-Йорке. Мы смогли сделать совсем невозможное, дать возможность В.В.Соколовскому, быв-шему танкисту, который всю жизнь составлял свой знаменитый список с фотографиями рериховских картин, ставший потом основой дальнейшей каталогизации творчества Рериха, принять участие в сборнике. Он написал главу “Художественное наследие Н.К.Рериха (перечень произведений с 1885 по 1947 год)”.
Приняли участие также А.Д.Алехин, В.А.Филиппов, востоковед С.И Тюляев, ученый путешественник из института землевладения Ю.К.Ефремов и др.
Я взяла себе тему “Творческий метод Н.К.Рериха”, хотела связать особенности его изобразительного языка с философией Агни Йоги. Тогда я была ретивая, молодая, самоуверенная, прочитав пару книг Агни Йоги, не принимая все еще основные идеи бессмертия души, перевоплощения, я решила покритиковать Рериха за идеализм. Последствия не замедлили сказаться, и я вынуждена была уйти из этого кол-лектива, была отстранена от труда, в который вложила немало своих сил. Я надолго ушла в семейную жизнь, а на эту тему написал статью Алехин.
Работа академии пошла, были выпушены две книги к столетнему юбилею Н.К.Рериха: “Н.К.Рерих: жизнь и творчество” и “Листы дневника”, издание нашего сектора актуальных проблем, он свое предназначение выполнил. Потом мне дали пригласительный билет на празднование столетнего юбилея Николая Константиновича в Большом театре, где в президиуме сидели и С.Н.Рерих, и В.С.Кеменов, и П.Ф.Беликов, и многие другие, я сидела в партере и чувствовала, что крупинка моего участия в этом тоже есть.
Когда я стала немного свободнее и могла снова интересоваться внешней жизнью, я решила возобновить свое знакомство с Л.В.Шапошниковой, с которой познакомилась еще в 1972 году, когда издала альбом о Н.К.Рерихе. Наше с ней знакомство произошло в магазине “Искусство” на Арбате, я была у директора магазина, брала у него экземпляры альбома, там же была и Людмила Васильевна. Но потом мы продолжительное время не встречались. И вот я узнала о том, что она издала интересный альбом “Алтай-Гималаи”.
Мне очень не хватало контакта с очевидцами этих мест, все связанное с экспедицией Рерихов меня влекло, притягивало, тревожило то необычное, что стояло за их именами. Я никак не могла изжить свое атеистическое советское воспитание, не могла преодолеть какого-то отстраненного отношения к этому красивому, манящему миру, но который все еще не был для меня реальным, настоящим. Мне было очень важно поговорить с человеком, который непосредственно соприкоснулся с ним, прошел по тем же местам, имел личные впечатления и мог о них рассказать.
Я получила ее телефон, кажется на одной конференции в Государственном музее искусств народов Востока, и возобновила наше знакомство. Там, на проспекте Вернадского в ее квартире, которая представляет собой настоящий музей, мы вели с ней доверительные разговоры. Она рассказывала о своих путешествиях по Тибету, Гималаям, о каких-то необыкновенных вещах, о ее необыкновенных встречах с не-обыкновенными людьми.
В этих беседах я прониклась убеждением, что она действительно связана с самыми высокими ламами, Учителями Востока. Она все время говорила, что она гораздо больше знает, чем говорит об этом. Я была совершенно уверена в том, что она человек очень продвинутый в духовном плане.
Она рассказывала о ламе, не помню сейчас его имени, портрет его есть крупным планом в ее альбоме, что он ее встретил за месяц пути до монастыря, куда ей надо было идти. Встретил ее как случайный прохожий, узнав, что она идет туда, предложил провести ее туда. Они были добрыми попутчиками и потом, когда они пришли туда, она узнала, что он настоятель этого монастыря. Она говорила мне о том, что знаменитая путешественница по Тибету А.Давид-Неэль туда не смогла попасть, а вот она была туда допущена.
Другими словами, я была убеждена, что она человек высокой духовности и общается с людьми еще более высокой духовности. Я воспринимала ее почти как духовного Гуру, отсюда и особенности моего последующего поведения.
Она ввела меня в Комиссию по наследию в ГМВ, я была ей признательна и, кстати, была немного обижена на О.В.Румянцеву, не предложившую мне этого, а я чувствовала себя “старым рериховцем”. После своего многолетнего отсутствия и неосведомленности я оказалась свидетелем противоборства в этой Комиссии двух концепций дальнейшего существования рериховского наследия в СССР. О.В.Румянцева предлагала создание государственного музея, говорила, что вопрос уже решен наверху. А Л.В.Шапошникова отстаивала идею общественного музея, в рамках общественной организации, как организации более свободной, лишенной чиновничьих запретов и т.п. В то время это было очень увлекательной идеей, государство воспринималось нами всеми как косная, застойная, даже враждебная структура. Поэтому не удивительно, что меня эта идея очень располагала, тем более что О.В.Румянцева в то время не могла говорить свободно о Агни Йоге, она говорила о Рерихе больше как о художнике. Для режимного государственного учреждения эта тема была запретна, а в кругах общественности она была именно тем, к чему люди тянулись и чем хотели заниматься. Поэтому, естественно, что мои симпатии были на стороне Л.В.Шапошниковой.
В то время умер В.С.Кеменов и его заменил Б.С.Угаров. Если Кеменов серьезно разбирался во всех нюансах рериховских проблем, то Угаров Рериха совершенно не знал. Он понимал только, что это дело перспективное, входящее в моду, что Академия это дело курирует. Он начал свою речь на первом заседании Комиссии по наследию с того, что не понимает, почему Рериху отдается столько внимания, говорится о музее Рериха, а не говорится о музее, например, Сурикова или Иванова, лучше употребить свои силы на это.
И вот после этого заседания, я предложила Людмиле Васильевне пойти на прием к Б.С.Угарову, попробовать рассказать ему о том, кто такой Рерих, чтобы он не по-падал больше в такие ситуации. Я написала большую бумагу о том, кто такой Н.К.Рерих как художник, Людмила Васильевна выразила свой взгляд как востоковед, была с нами и М.Н.Егорова, тоже индолог и член Комиссии по наследию.
Мы смогли попасть к нему на прием и имели с ним беседу. И вот тогда Л.В.Шапошникова просто поразила меня своей способностью воздействовать на людей, направлять разговор в определенном русле, заставлять их действовать в нужном ей направлении. Она вела себя как талантливый дипломат. Она повернула разговор так, что в эту же встречу смогла быстро склонить Угарова к мысли о создании общественного музея, и выступить против О.В.Румянцевой.
Далее эти события развивались своим чередом, без моего участия. И немного позднее я приняла участие в работе рождавшегося Советского фонда Рериха. Я была участником учредительной конференции, которая проходила в фонде Культуры на Суворовском бульваре, запомнила Р.М.Горбачеву, которая отказалась от почетного председательства, но обещала всяческую поддержку фонду. Там выступал Б.А.Смирнов-Русецкий, предупреждая быть осторожным в выборе форм работы общественного музея, идея которого не всех привлекала из числа участников этой конференции.
Учредителями стали Советский фонд Мира, Советский фонд культуры, Союз писателей СССР, газета “Советская культура”, Академия художеств СССР, Музей народов Востока, Госкомпечать СССР, журнал “Иностранная литература”, издательство “Иностранная литература”, издательство “Прогресс”, Союз художников СССР, Всесоюзная Ассоциация востоковедов АН СССР. После этого Л.В.Шапошникова стала подыскивать особняк для фонда.
С этого момента мы стали работать с Людмилой Васильевной, я была председателем ревизионной комиссии, фактически поставлена самой Л.В.Шапошниковой, и считалась близким ей человеком. И вот здесь я увидела ее совсем с другой стороны и была просто потрясена этим. С первых дней в фонде стал быстро исчезать дух общественности. Был установлен жесткий, авторитарный стиль руководства, хуже чем в так нелюбимых нами госучреждениях. Людмила Васильевна вела себя грубо, авторитарно-административно, у нее был какой-то тиранический и при этом про-сто фельдфебельский тон обращения с людьми. Вместо того чтобы наладить работу фонда, сформировать творческий слаженный коллектив, она не считалась с ним нисколько, грубо выбрасывала людей с работы, проводила тотальные кадровые чистки. Она могла уволить людей целыми группами только за то, что они были при-ведены в фонд не ею, а кем-то другим.
Мне это казалось настолько диким, жестоким и несправедливым, и я никак не могла все это совместить с тем моим представлением о ней как о духовном Гуру, человеке продвинутом, возвышенном, которым Людмила Васильевна представлялась мне к тому времени. Это так разнилось с тем, что завещали нам Рерихи, с тем представлением об образе Учителя, который давался в Агни Йоге, с идеалами человечности, общинности, братства. Это было очень серьезным душевным потрясением для меня.
Обстановка в фонде накалялась, Л.В.Шапошникова не только не способствовала развитию уставной деятельности, но и сворачивала уже существующие программы. Она была категорически против того, чтобы перевести весь привезенный архив в компьютерные копии, сколько ей ни предлагал Р.Б.Рыбаков. Из-за всех этих разногласий Р.Б.Рыбаков и ушел из фонда. Был изгнан и С.Ю.Житенев. Таким образом, из трех доверенных лиц С.Н.Рериха осталась одна она. Разве это не означало ликвидацию и ее полномочий?
Ни я, ни другие сотрудники фонда не могли понять того, что вообще получалось с привезенным архивом. По прибытии в Союз он не принимался ни по списку, ни какой-либо комиссией. Два чемодана с наиболее ценными вещами Л.В.Шапошникова увезла из аэропорта к себе домой. Вначале можно было это оправдать, ведь неизвестно, что и как будет храниться, но эта неразбериха продолжалась еще очень долго. Ничего не было заинвентаризировано, ни запротоколировано, и очень долго находилось в таком состоянии. Мы не знаем, что и в каком количестве первоначально было привезено. Потом какая-то работа с наследием шла, этим занималась опытный музейный работник Татьяна Георгиевна Роттерт, но это было потом, а первоначально должна была бы быть создана какая-то компетентная, широкая, полномочная комиссия. Вот такого не было сделано.
Отказавшись перевести архив в компьютерные копии, практически не допуская до него исследователей, Л.В.Шапошникова получила приоритетное право пользования рукописями, дневниками, и таким образом, неограниченное поле для научной, творческой деятельности единолично, чем успешно и воспользовалась.
Работа нашей ревизионной комиссии подвергалась сильнейшему прессингу с ее стороны. Стоило мне ввести в состав комиссии независимого, профессионального юриста, тут же разрастался сильнейший скандал. Она пыталась контролировать все, используя для этого лояльных ей людей. В деловой хватке Людмиле Васильевне трудно отказать, стоило нам высказать мысль о том, что то или иное положение не соответствовало каким-то нормам, она тут же мчалась, по каким-то особым каналам оформляя эти поездки, в Индию и возвращалась уже с подписанными нужными ей документами.
В условиях развала советского государства, неразберихи, которая царила в то время, наша работа не имела дальнейшего хода. Но Л.В.Шапошниковой тем легче было закрыть фонд. Это было более похоже на разгон фонда, потому что все было сделано без соблюдения элементарных, необходимых юридических форм. Без про-ведения отчетной конференции с отчетом Бюро, Правления и Ревизионной комиссии, без работы ликвидационной комиссии. Она самовольно через некоторое время зарегистрировала новую организацию – МЦР.
http://agni3.narod.ru/Uferova.htm

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 27 янв 2014, 00:15 

Андрей Павлович писал(а):
ЕВА писал(а):
http://agni3.narod.ru/
Свидетельство Н.М.Сазановой на суде 9.06.01г.


Правильная ссылка: http://agni3.narod.ru/Sazanova90601.htm

СПАСИБО!

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 27 янв 2014, 21:55 

Однако высказал опасение, что озвученная сейчас идея создания на государственном уровне института Агни Йоги может помешать делу, потому что вызовет соответственную реакцию РПЦ при слабой заинтересованности власти, и ныне действующего министра культуры в том числе.
Что думаете, коллеги? Может снять этот вопрос из моего доклада?
На мой взгляд, вопрос более чем серьёзный, и дело вовсе не в РПЦ. Главное - люди. Кто будет работать в этом Институте?
Мне кажется, вряд ли стоит озвучивать идею, не имея на данный момент конкретных предпосылок для её реализации. Может быть, здесь лучше идти, что называется, "снизу вверх": найдутся люди, начнётся работа, появятся результаты - тогда будут основания говорить об Институте.

РПЦ – побоку, не хватало нам только на них оглядываться.
Зачем же так сурово, Андрей Павлович? Н.К.Рерих призывал своих сотрудников "не делать врагов".
Опять же - "Господом твоим..."

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 28 янв 2014, 00:00 

На мой взгляд, вопрос более чем серьёзный, и дело вовсе не в РПЦ. Главное - люди. Кто будет работать в этом Институте?
Мне кажется, вряд ли стоит озвучивать идею, не имея на данный момент конкретных предпосылок для её реализации. Может быть, здесь лучше идти, что называется, "снизу вверх": найдутся люди, начнётся работа, появятся результаты - тогда будут основания говорить об Институте.
Так я и имела ввиду, что мы будем об этом говорить снизу, а люди должны найтись наверху, в среде честных ученых...Они и должны в этом институте работать. Понятное дело, что это не завтра случится, и вообще вряд ли при нашей жизни, но вероятность такого института должна уже рассматриваться. Есть институты социологии, политологии, чего только нет! Но неужели эти науки значительнее? Ну хотя бы добиться курса ЖЭ при философских факультетах в ВУЗах!
Я имела в виду совсем другое. Не сумела чётко выразить свою мысль. "Внизу" - это в народе, на общественных началах, по велению сердца. Честные учёные - тоже народ. А "наверху" - это государство. И кто, по-вашему, будет читать курс ЖЭ? Где эти философы, которым нужна ЖЭ? Это же будет профанация Учения.
Попробуйте сначала добиться, чтобы в школах под прикрытием демократии не навязывали бы родителям выбор между т.н. "светской этикой" и православной культурой, а ввели бы обязательные уроки элементарной этики и сравнительное религиоведение, чтобы детям (да и их родителям) легче было ориентироваться в нашем многоконфессиональном мире.
Пока же мы не сумели добиться создания государственного музея Рерихов. Мы не сумели добиться задуманной ещё в советские времена выставки в ленинградском Манеже всей коллекции Рериха из Русского музея (отголоском этого проекта стал "Рериховский век", где картин из ГРМ было две или три - из нескольких сотен!). Мы даже не сумели добиться создания в Русском музее постоянной экспозиции картин Н.К.Рериха.
Словом, нам есть, чего добиваться, никому при этом не навязывая Учения.
Если мы замахнёмся на большое, но ничего не сможем сделать, вряд ли это привлечёт к нам единомышленников. Может быть, стоит сформулировать и озвучить реальные планы и постараться реализовать их как можно лучше. А потом делать следующий шаг.

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 29 янв 2014, 22:27 

Мила писал(а):
Только странно, что американские коллеги молчат...

А вот и Энтин:
http://www.golos-ameriki.ru/content/os- ... 38108.html

 Перейти в форум   Перейти в тему

Добавлено: 01 фев 2014, 20:00 


В начале 90-х годов прошлого века возглавляемое Ю. М. Лужковым Правительство Москвы оказало незаконное противодействие исполнению постановлению Правительства РФ от 4 ноября 1993 года № 1121 “О создании Государственного музея Н.К. Рериха” и пошло на поводу кучки аферистов. В результате произошло незаконное отчуждение большой части наследия Рерихов, переданной в дар советскому народу С. Н. Рерихом, у этого народа в собственность небольшой группы людей с узко-корпоративными интересами, маскирующейся под общественную организацию Международный Центр Рерихов.
Особняк Лопухиных во времена Лужкова находился в федеральной собственности, и правительство Москвы не имело права отдавать его в аренду МЦР. Только недавно МЦРу удалось перевести его в ранг муниципальной собственности.
Большое количество картин Н. К. Рериха пылится в запасниках Русского Музея и практически не выставляется в экспозиции.
Слово "пылится" лучше заменить на "находится". Чиновники образ не поймут, а условия хранения у них вполне современные.
Но вопрос об отсутствии в ГРМ постоянной экспозиции озвучить нужно обязательно! (Про Третьяковку не знаю, но в Новосибирске и в Нижнем Новгороде Рерих экспонируется постоянно.) Если есть совместные проекты ГРМ и МИСРа, - замечательно. Но МИСР - музей муниципальный, а Н.К.Рерих заслуживает постоянной экспозиции в музее федерального уровня, тем более что в ГРМ коллекция огромная, хватит на всё.
Непосредственно к кризису МЦР это не относится, но относится к наследию в целом и к "Балансу общественного и государственного контроля и регулирования».

 Перейти в форум   Перейти в тему

Добавлено: 01 фев 2014, 22:21 

Ну у меня ещё в 90-х годах возмущение было таковым, что хотелось написать письмо директору ГРМ, не сделала этого только потому, что понимала, никого там мое частное мнение не взволнует. Но вот интересно, за столько лет никто из существующих в Питере обществ не поставил этот вопрос на контроль, не добивался увеличить экспозицию, ничего не делалось в этом направлении. Поэтому я ещё раз убеждаюсь в том, что общественность должна быть активной. Может быть этот вопрос и будет одним из первых, которым мы займемся после окончания конференции.
В конце 80-х общественность была активной. Ленинградское общество группировалось около сотрудницы ГРМ Валентины Павловны Князевой. Она ровесница ЛВШ, но в этом году будет 10 лет со дня её ухода с земного плана. При ней была и постоянная экспозиция, и выставки. Тогда общественность принимала участие в борьбе за присвоение училищу им. В.А.Серова имени Н.К.Рериха. Училище это имеет своим истоком Рисовальную школу ИОПХ, директором которой Н.К.Рерих был с 1906 года до отъезда из России. В 1968 году Ленинградскому Художественному училищу Верховный Совет Советского Союза присвоил посмертно имя Владимира Александровича Серова, президента Академии Художеств СССР, возглавлявшего несколько лет Государственную квалификационную комиссию. "Серов" - это псевдоним В.А.Раппопорта и ничего общего не имеет с известным русским художником Валентином Александровичем Серовым. Борьба увенчалась успехом: "В годы перестройки, в 1992 году, училище было удостоено имени Н.К.Рериха по настоянию директора Сергея Алексеевича Кирпичёва, студентов, педагогического коллектива, широкой общественности и видных деятелей культуры - академика Д.С.Лихачёва, скульптора М.К.Аникушина, директора Эрмитажа М.Б.Пиотровского, директора русского музея В.А.Гусева".
Хаос 90-х сказался и на РД. Князева в последние годы жизни очень болела и уже ничем не могла заниматься. Общество рассыпалось на мелкие небоеспособные ячейки.
Поэтому особенно радует наше нынешнее единение.

 Перейти в форум   Перейти в тему

Добавлено: 01 фев 2014, 20:14 

вот справка Чернявского:

Картины Рериха из ГРМ часто присутствуют на выставках по России и за рубежом:
Флоренция:Картины Рериха на выставке «Русский авангард. Сибирь и Восток» 27.09.2013-19.01.2014
Владимир:Картины Рериха на выставке «Двое» 20.08.2013-29.09.2013
Маастрихт:Картины Рериха в экспозиции «Революции в русской живописи 1895-1917 годов» 13.03.2013-13.04.2013
Брюссель:Картины Рериха на выставке «Кандинский и Россия» 13.03.2013-30.06.2013
Москва:Картины Рериха на выставке в Царицыно 29.05.2012-29.06.2012
Котка:Картины Рериха в Финляндии 06.10.2011-30.01.2012
Картины Рериха привезут в Индию
Испания: Рерих среди неопримитивистов
Архангельск: Выставка из Русского музея
Рерих в Британии
Русский музей представит свои работы в в Дюссельдорфе
При наличии постоянной экспозиции в ГРМ это можно было бы только приветствовать.
Но при отсутствии таковой эта информация вызывает у меня возмущение.

 Перейти в форум   Перейти в тему

Добавлено: 01 фев 2014, 20:08 

Это комментарий Мельникова:
В апреле или чуть позже (но точно в этом году) в ГРМ открывается юбилейная выставка картин Н. К. Рериха. На ней будут представлены десятки картин не только из собрания ГРМ, но и из других музеев.
На мой взгляд, ситуация выглядит абсурдной: музей, владеющий огромной (около 400 работ) уникальной коллекцией Н.К.Рериха и не имеющий постоянной экспозиции художника, для временной выставки собирает картины из других музеев!
К слову сказать, страховка и перевозка картин стоят огромных денег.

 Перейти в форум   Перейти в тему

Добавлено: 04 фев 2014, 12:55 

Вы не авторизованы для чтения этого форума.

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Работа оргкомитета
Добавлено: 04 фев 2014, 16:59 

Я могу расценивать желание Дмитрия вести дискуссию желанием общаться, возможно, если бы он был членом оргкомитета и был в курсе дел, такого фонтана эмоций не случилось бы. Он проявил интереса к конференции несколько больше, чем молчаливые её участники, давайте не будем на него сердиться за это....
Его интерес выглядит деструктивным. Хотел бы сотрудничать, мог бы сам разослать информацию по известным ему адресам.

 Перейти в форум   Перейти в тему

 Заголовок сообщения: Re: Д О К У М Е Н Т Ы
Добавлено: 07 фев 2014, 13:18 

Сергей Мельников писал(а):
Ссылка на описание фондов отдела рукописей МЦР: http://www.icr.su/rus/departments/manuscripts/index.php
Хочется надеяться, что они на этом не закончат.

Интересно, а где же у них фонд № 2 и что там?
Страница 1 из 7 [ Результатов поиска: 172 ]


Часовой пояс: UTC + 2 часа


Перейти:  
cron

 Agni-Yoga Top Sites