Архив
портала   К У Л Ь Т У Р А

Главная Форум Объявления Портал "КУЛЬТУРА"
ПРОЕКТ
Общественное Объединение
«Живая Этика»
Проект закрыт по причине отсутствия у тех, кто самонадеянно называет себя «рериховцами», потребности к объединению. Январь, 2015г.
Вопросы можно задать здесь: http://zovnet.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=101
Община «Крылья Духа»
Фонд Культуры «Зов»
Интернет-портал «Адамант»

 
01.02.14-06.03.14  Конференция «Судьба идей и наследия Рерихов»
Список докладов
Резолюция
Выполнение резолюции

Текущее время: 17 янв 2018, 05:28

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ВИТОК СПИРАЛИ
СообщениеДобавлено: 30 янв 2014, 20:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 15 дек 2013, 22:12
Сообщений: 231
ВИТОК СПИРАЛИ

Очередной виток спирали, который ознаменовался финансовым крахом Мастер-банка и окончательно выявил полную несостоятельность общественной организации под названием «Международный центр Рерихов», вновь остро поставил вопрос о необходимости создания в России не общественного, а полноценного государственного музея Рерихов.
Справедливости ради стоит заметить, что и государство у нас не всегда было на должной высоте. Перед тем как строить планы на будущее, оглянемся назад. Для того, чтобы не повторять ошибки прошлого и сохранить, а в дальнейшем и приумножить то, что было хорошего.
В 1957 году в Советский Союз приехал Юрий Николаевич Рерих. Он привёз с собой около четырёхсот работ своего знаменитого отца, художника Николая Константиновича Рериха. С огромным успехом проходят выставки в Москве, Риге, Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Киеве, Тбилиси. Возникает мысль о создании музея. 13 мая 1958 г. Ю.Н.Рерих пишет Р.Я.Рудзитису:
«И вот хочется поделиться с Вами и со всеми Вашими нашей радостью. Говорили о Музее (Москва или Ленинград) с отделом-филиалом в Сибири, на Алтае». (Юрий Николаевич Рерих. Письма. Том II. 1936-1960. М., 2002. С. 316.)
Также из писем Ю.Н.Рериха брату Святославу:
«Страна замечательно откликнулась. Раз семь читал доклады в местных музеях – дважды в Третьяковке. Говорят о Музее». (26 мая 1958. Там же. С. 317)
Основная часть привезённых Ю.Н.Рерихом картин оказалась в Русском музее, около 60-ти работ отправились не на Алтай, а в Новосибирский художественный музей. По вопросу о том, как распределить картины, с Ю.Н.Рерихом никто не советовался, всё было сделано за его спиной. Его поставили перед фактом.
Напомним, что ещё раньше, в 1949 году, в Третьяковскую галерею поступили картины Н.К. и С.Н.Рерихов из Русского культурно-исторического музея, созданного в середине 30-х в Збраславе, под Прагой, вынужденным эмигрантом, писателем, подвижником культуры В.Ф.Булгаковым. Картины чудом уцелели во время оккупации Чехословакии фашистами. В.Ф.Булгаков, высланный на печально знаменитом «философском пароходе», - основная вина его заключалась в том, что он был секретарём Л.Н.Толстого в последний год жизни великого писателя - не оставлял надежды вернуться на Родину. Это ему удалось. В 1948 году В. Ф. Булгаков принял советское гражданство и вернулся в СССР. Поселился в Ясной Поляне, где в течение почти 20 лет был хранителем Дома-музея Л. Н. Толстого. Вместе с Булгаковым вернулись и собранные им сокровища русской культуры.
Следующим этапом можно считать столетний юбилей Н.К.Рериха, отмеченный в 1974 году не только выставками, но и торжественным собранием в Большом театре. Вскоре после этого события сподвижница Рерихов Кэтрин Кемпбелл подарила в СССР большую часть своей коллекции картин Рерихов, отца и сына. Эти картины нашли пристанище в Государственном музее Востока. В то время музей располагался на ул. Обуха (ныне Воронцово поле).
Прошло десять лет, летом 1984-го ГМВ переехал в новое помещение на Никитском (тогда Суворовском) бульваре, и 23 октября, в день 80-летия С.Н.Рериха, в только что отремонтированных залах бывшего особняка Луниных открылась грандиозная выставка двух художников. К картинам, находящимся в ГМВ и собранным из других музеев, С.Н.Рерих добавил около трёхсот работ из своей собственной коллекции. Выставка продолжалась в течение нескольких месяцев. В залах проводились экскурсии, в лектории читались лекции. Экспозиция занимала практически всё помещение музея за исключением двух-трёх небольших залов, где проходила временная выставка китайского искусства.
Можно сказать, это был настоящий музей Рериха! Лица у посетителей сияли, просто светились. Незнакомые люди обменивались впечатлениями, делились информацией. Многие приходили снова и снова, смотрители их узнавали. В разных городах возникали Рериховские общества. На «чёрном рынке» из-под полы можно было купить фото- или ксерокопии книг Учения. И тут не могу не привести цитату из запрещённых Л.В.Шапошниковой для чтения рериховцами Дневниковых записей Е.И.Рерих: «Теперь другое. Лучше для русских размножить книги на мультиграфе, они любят читать запрещённое». (26 октября 1928.)
Теперь сделаем небольшой шаг в сторону. В декабре 1987 года в Большом зале Ленинградской филармонии были объявлены гастроли Симфонического оркестра Министерства культуры СССР под управлением известного дирижёра Геннадия Рождественского. Один из пяти предстоящих концертов значился чисто хоровым. На афише стояло «Сергей Рахманинов. Сочинение 37». Вскоре, однако, кто-то проявил бдительность и донёс «куда следует», что «Сочинение 37 Рахманинова» - это «Всенощная». Концерт запретили. Билеты подлежали возврату в кассу. В знак протеста Рождественский отменил гастроли. Ленинградская филармония пять вечеров «прогорала». А всего через полгода, в июне 1988-го произошло невероятное – в безбожной нашей стране широко и торжественно отмечалось тысячелетие Крещения Руси, и партийные функционеры стройными рядами отправились на концерты духовной музыки!
В стране начинается новая жизнь. В октябре 1989 года учреждается Советский фонд Рерихов. С.Н.Рерих передаёт в СФР большую часть наследия великой семьи. В 1989-1990-м толстые журналы, выходящие миллионными тиражами, начинают публиковать книги Учения «Живой Этики». «Москва» и «Сибирские огни» печатают «Зов» и «Озарение», к ним присоединяется воронежский «Подъём». И даже тоненький «Трезвость и культура» публикует монгольский вариант «Общины», располагая странички так, чтобы их можно было вынуть и собрать в книжечку. Миллионы людей прикасаются к Учению. И тут вспоминается непреложный закон, о котором писала Е.П.Блаватская, а Е.И.Рерих часто её цитировала в письмах своим многочисленным адресатам. Закон «был установлен и подтверждён на протяжении тысячелетних опытов»: когда человек прикасается к Учению, происходит «выявление наружу всего, что находилось в человеке до сих пор в спящем состоянии: его недостатков, привычек, качеств или скрытых желаний, хороших, или дурных, или безразличных» (Е.И.Рерих. Письмо В.А.Дукшта-Дукшинской . 22.07.1935 // Елена Ивановна Рерих. Письма. Том III. 1935. С.429.) Возможно, именно этот закон в какой-то мере определил дальнейшее развитие событий.
«Наша планета вступает в новую культурно-историческую эпоху своего эволюционного развития… - говорилось в уставе СФР. - Только сознанием Красоты, только Добром, только стремлением каждый день делать что-то лучше, чем вчера, жив будет человек. Нужны светлые мысли и реальные конкретные дела. Только объединением людей, мыслящих о высоком, сложатся пути в будущее».
Но, как вы знаете, до объединения было ещё далеко. В 1991 году рухнул «великий, могучий» Советский Союз. СФР незаметно растворился в пространстве. А предоставленной ему ещё в советские времена усадьбой Лопухиных завладел невесть откуда появившийся МЦР.
За годы, прошедшие с тех давних пор до наших дней, МЦР заработал очень противоречивую репутацию. Для одних он – фокус Света, для других – скандальная организация, вольно или невольно дискредитирующая имя Рериха. Бурная деятельность МЦР часто противоречила законам элементарной этики. Сегодня энергия МЦР, скорее разрушительная, чем созидательная, оказалась исчерпанной.

Менее трёх лет прожил Ю.Н.Рерих в СССР, но успел заложить основы возрождения отечественного востоковедения.
Разными путями, с Востока и с Запада, картины Н.К.Рериха возвращались на Родину. К ним присоединились живописные работы С.Н.Рериха.
Многочисленными изданиями публикуется философско-этическое учение «Живая Этика» – книги, собранные и подготовленные к печати Е.И.Рерих на основе её дневниковых записей.
«Если звёзды зажигаются, значит, это кому-то нужно».
Если большая часть наследия великой семьи после стольких лет запретов и гонений сосредоточилась на Родине - это нужно нам. Нам нужен государственный Музей Рерихов, в котором будут работать профессионалы, а у посетителей будут светиться лица. Нам нужен Рериховский Комитет, координирующий взаимодействие общественности с государством. Будем надеяться, найдутся грамотные юристы, которые смогут разработать и после открытого обсуждения представить в Государственную Думу закон, определяющий структуру такого взаимодействия. И нам нужна общественность, настроенная на конструктивную деятельность.
На новом витке спирали будем строить новое Рериховское сообщество.

Е.В.Алексеева. Санкт-Петербург.

30.01.2014


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron

 Agni-Yoga Top Sites