Р  Е  Р  И  Х  О  В  Е  Д  Е  Н  И  Е
Портал
Культура
28 мар 2024, 17:20
УРАЛ: UTC + 5 часов


Исследования

 





К ВОПРОСУ О МАРШРУТЕ ЭКСПЕДИЦИИ Н.К. РЕРИХА ПО АЛТАЮ

 

М. Ю. МИРОНОВА

(Музей Николая Рериха в Нью-Йорке)

А. П. ПУЗИКОВ

2016 г.

Дата публикации: 03.02.2018

 

Опубликовано:
МИСР:Рериховское наследие: Труды конференции. – Т. XVI. – СПб., 2017.

 
 
 

Е.И. Рерих, М.Лихтман, Ю.Н. Рерих в с . Верхний Уймон. Август  1926 год. Фото из архива МНР.

Ил.1. Е. И. Рерих, М. Лихтман, Ю. Н. Рерих в с. Верхний Уймон. Август 1926 год. Фото из архива МНР.


 
        Несмотря на то, что о пребывании Центральноазиатской экспедиции Рериха на Алтае написано немало, остаётся ряд обстоятельств, до конца не выясненных, что порождает множество устойчивых мифов. Не претендуя на окончательное решение всех вопросов, постараемся внести ясность в некоторые из них.
 
        В настоящее время между исследователями творчества Рерихов нет единого мнения о местах, посещённых Рерихами после прибытия в село Верхний Уймон. Некоторые полагают, что Рерихи побывали возле Белухи, есть мнение, что они посетили даже Рахмановские Ключи4. Предлагаем провести анализ этого вопроса и разобраться, где же на самом деле были или могли быть Рерихи и их спутники.
 
        Имеется общеизвестный этюд горы Белухи, написанный Николаем Рерихом предположительно в 1926 году:
 

Н. К. Рерих.  Белуха.  1926- 1927.  Картон, темпера. 22.9 х 29.2 см., ч/с

Ил.2. Н. К. Рерих. Белуха. 1926- 1927. Картон, темпера. 22.9 х 29.2 см., ч/с


 

Вид Белухи с юга, неподалеку от места, где берет свое начало река Катунь. Фото авторов.

Ил.3. Вид Белухи с юга, неподалеку от места, где берет свое начало река Катунь. Фото авторов.


 
        Наличие данного этюда породило множество мифов о том, каким образом он бы написан. Сам факт наличия данной работы вовсе не доказывает того, что художник посетил это место и написал её с натуры. Нам уже известно немало случаев, когда художник вовсе не пользовался натурой для написания своих пейзажей. Нередко в качестве эскизов он использовал фотографии, репродукции и открытки с изображениями известных мест и памятников культуры. Рассмотрим же саму возможность посещения южных подступов к Белухе из села Верхний Уймон, где и базировалась экспедиция Рериха.
 

Карта окрестностей Катуньского хребта.

Ил.4. Карта окрестностей Катуньского хребта.


 
        На карте окрестностей Катунского хребта в левом верхнем углу село Верхний Уймон, а в середине справа – гора Белуха. Изображен Катунский хребет и река Катунь с притоками, берущая свое начало у южного подножия Белухи и делающая вокруг хребта почти полный круг, уходя на север. Расстояние по прямой между Верхним Уймоном и Белухой равно 75 километрам. Красной звёздочкой обозначено место, откуда Белуха изображена в произведении Н.К.Рериха.
 
        Все разговоры о неких известных только проводнику Атаманову тропах упираются в реальность расстояний и характер местности. На данный момент все конные тропы известны и активно используются для туристических маршрутов. Красной линией обозначена самая короткая конная тропа, по которой можно добраться от Верхнего Уймона до южного подножия Белухи. Расстояние по тропе около 150 км. Учитывая сложность рельефа, перевалы с подъемами и спусками, конный путник способен проходить в пределах 30-40 км в день. Таким образом, преодолеть все расстояние можно, в лучшем случае, при хорошей погоде и достаточной быстром продвижении без отдыха, останавливаясь только на ночлег, за четверо суток. Весь поход с учетом одного дня стоянки под Белухой займет не менее 9 дней, а более вероятно 10-11 дней.
 
        Рахмановские Ключи, как видно на карте, находятся еще дальше в том же направлении. Путь к ним длиннее, как минимум, на один день, учитывая и необходимость переправы через реки Катунь и Берель.
 
        Мог ли Н. К. Рерих предпринять такую «прогулку» в течение своего пребывания в Уймонской долине? Обратимся к основному источнику сведений об алтайском этапе экспедиции – дневнику З. Г. Фосдик1, в котором достаточно подробно освещён каждодневный ход событий.
 
        По тексту ясно видно, что Зинаида Фосдик и её супруг неотлучно были с Рерихами на протяжении всего алтайского маршрута. Из записей следует, что экспедиция прибыла в Верхний Уймон 7 августа. В день прибытия участники благополучно устроились на новом месте.
 
        Далее хронология выглядит так:
 
        С 8 по 10 августа первая половина дня отводилась поездкам верхом по окрестностям для сбора материала, а после обеда велись записи и беседы эзотерического характера.
 
        11 августа в дневниках упоминаются только беседы с Рерихами.
 
        12 и 13 августа – однодневные поездки верхом.
 
        14 августа, судя по «вестям о двух инженерах» (скорее всего речь идёт о Падурове2 и его спутниках) Рерихи не могли надолго отлучаться из Верхнего Уймона, поскольку явно получили эти вести в деревне.
 
        15 августа состоялась встреча с участниками экспедиции Падурова2.
 
        16 августа – имеем лишь упоминание об эзотерической беседе.
 
        17 августа – принято решение о скором отъезде экспедиции из Верхнего Уймона. Отъезд отложили на 19 августа. А в этот день утром «переправились через Катунь и любовались панорамой Белухи, которая открылась во всем великолепии». Об этом же событии упоминает Н. К. Рерих в своем труде «Алтай-Гималаи»3.
 
        Судя по всему, 18 августа также прошло в подготовке к отъезду, и 19 августа экспедиция отправилась в сторону Черного Ануя.
 
        Таким образом, мы имеем следующую картину:
 
        Всё пребывание экспедиции в Уймонской долине длилось 13 дней, включая дни приезда и отъезда. Рерихи по большей части удалялись в радиальные маршруты, которые длились до обеда. И лишь 11 и 16 августа остаются под вопросом по части путешествий экспедиции. Могли ли Рерихи в подобных условиях каким-либо образом добраться от Верхнего Уймона до северного или южного подножия Белухи, а тем более до Рахмановских Ключей4? Ответ очевиден - не могли. В течение одного дня с возвращением можно было добраться по указанному маршруту только до «Холодных Белков» - перевала на южную сторону Катуньского хребта. В эссе «Алтай-Гималаи» художник пишет: "На хребтах — на Дальнем и на Студеном — пылают вершины.... А со Студеного хребта лучше всего видно самую Белуху, о которой шепчут даже пустыни"5.
 
        Но тогда как относиться к этому свидетельству Л. Цесюлевича:
 
        "Рерих побывал на многих окружающих горах. Художник с проводником, Вахрамеем Семеновичем, на лошадях поднимался на белки Студеный, Погорелка, Большой Батун, Малый Батун.
 
        Взбирались на Теректинский хребет, чтобы оттуда писать вершину Белухи. Ездили к подножию Белухи вдоль реки Кучерелы. Был Рерих и на южных склонах Катунского хребта, откуда вид на Белуху открывается наиболее полно. Об этой поездке свидетельствует известная его картина "Белуха", которая теперь находится в Париже, в Лувре. На этой картине, написанной в звучных, светлых тональных отношениях, отчетливо видны обе вершины Белухи, на переднем плане рисуется ледник Геблера, а за ним виднеется заснеженный Раздельный гребень, пересекающий ледники Катунский и Берельский”6.
 
        Хотя Л. Цесюлевич не указывает источника этих данных, исходя из контекста статьи, где он приводит воспоминания дальних родственников В. Атаманова, очевидно, что это основано на чьих-то воспоминаниях более, чем шестидесятилетней давности. В этих воспоминаниях могли смешаться две близкие по времени экспедиции, имеющие отношение к Рерихам: непосредственно сама экспедиция Рерихов и организованная ими экспедиция Пономарёва. Относиться к подобным сведениям, как исторически достоверным, нельзя. В реальности, Рерихи имели возможность посетить все указанные места кроме северного и южного подножий Белухи.
 
        Белуху Рерихи наблюдали издалека. И об этом свидетельствуют записи как самого Н. К. Рериха, так и З. Г. Фосдик, от 17 августа 1926 года: «Семнадцатого августа смотрели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород»3. В ясную погоду при прозрачной атмосфере белоснежные сверкающие вершины Белухи хорошо просматриваются из некоторых мест Уймонской долины, о чем и свидетельствуют записи З. Фосдик. В подтверждение имеется и еще один этюд Белухи, написанный Рерихом с дальнего расстояния: (ил. 5).
 

Н. К. Рерих. Этюд, 20.5 х 27.3 см., бумага темпера, 1926, ч/с

Ил.5. Н. К. Рерих. Этюд, 20.5 х 27.3 см., бумага темпера, 1926, ч/с


 

Вид Белухи от села Чендек Уймонской долины. Фото авторов.

Ил.6. Вид Белухи от села Чендек Уймонской долины. Фото авторов.


 
        В тоже время вид Белухи с юга в те годы был вполне доступен в фотографиях и открытках.
 

Дореволюционная открытка почтового союза России, выпущенная в Барнауле.

Дореволюционная открытка почтового союза России, выпущенная в Барнауле.

Ил.7. Дореволюционная открытка почтового союза России, выпущенная в Барнауле.


 
        На открытке (ил. 7.) мы видим тот же самый вид Белухи с юга, который отличается от вида на этюде несколько меньшим снежным покровом.
 
        На этом можно было бы поставить точку, но хочется добавить еще некоторые интересные предположения. Исследуя фотографии из архива музея Рериха в Нью-Йорке, относящиеся к алтайскому периоду, нам удалось идентифицировать некоторые из них по привязке к местности:
 
Фотография долины реки Тихой из архива МРН* Фотография долины реки Тихой. 2014

Ил.8 и 9. Фотографии долины реки Тихой из архива МРН* и 2014 года.


 
        На иллюстрации 8 и 9 представлены Фотографии долины реки Тихой из архива Н. К. Рериха и тот же вид в 2014 году. Находится это место точно на конной тропе уже за перевалом на южной стороне Катуньского хребта.
 
Фотография озера Тальмень из архива МРН* Фотография озера Тальмень. 2014

Ил.10 и 11. Фотографии озера Тальмень из архива МРН и 2014 года.


 
        На иллюстрациях 10 и 11 представлены соответственно фотографии озера Тальмень из архива Н. К. Рериха и его современный вид. Это еще дальше по маршруту конной тропы к южному подножию Белухи. На карте эти места отмечены синими звездочками.
 
        Эти фотографии были привезены в Нью-Йорк Зинаидой Григорьевной и Морисом Лихтманом, которые отвечали за сбор минералов и сотрудничали с геологической экспедицией Пономарёва, которая также стала частью алтайского проекта Н. К. Рериха.7
 
        Анализ фотографий показывает, что группа Понамарёва, преодолев Катунский хребет, проделала, как минимум, половину пути к южному склону Белухи, где и посетила долину реки Тихонькой и озеро Тальмень. В настоящее время здесь проходит один из популярных конных маршрутов к югу от Белухи. Несомненно, именно экспедицией Пономарёва и сделаны фотографии, долгое время вводившие в заблуждение рериховедов. Эти же фото позволяют установить ещё один весьма интересный факт. Одно из них (ил. 12) свидетельствует о том, что экспедицию Пономарёва сопровождал известный алтайский художник, политический и общественный деятель Г. И. Чорос-Гуркин (крайний справа).
 

Фотография из архива МРН. Справа - Г.И. Чорос-Гуркин

Ил.12. Фотография из архива МРН. Справа - Г.И. Чорос-Гуркин


 

Чорос-Гуркин.

Ил.13. Чорос-Гуркин.


 
        С большой долей вероятности можно предположить, что Чорос-Гуркин встретился с Рерихами 15 августа2, где и была достигнута договоренность о его участии в экспедиции Пономарёва, однако о встрече с ним не упоминается по политическим соображениям. Обращение к знатоку местности, который перед этим сопровождал геологическую экспедицию Падурова2, с предложением стать проводником и для геологов из проекта Рерихов было вполне естественным и логичным. Однако, это тема для отдельного исследования.
 
        И последнее, что необходимо отметить: несмотря на то, что маршрут пребывания Рерихов на Алтае сегодня довольно ясен, сам алтайский проект художника (включавший разворачивание крупного бизнеса по поискам и разработкам полезных ископаемых, постройку «города знания» и храма «единой религии») и все связанные с ним инициативы ещё остаются почти неисследованными и требуют серьёзного изучения.
 


        Литература:
 
        1 Рерихи на пути в Тибет. Дневники Зинаиды Фосдик: 1926–1927 / Состав., вступ. ст., прим. В.А.Росов. – М.: ГМВ, 2016. – 300 с., илл.;
        2 Еркинова Р.М. «Н. К. Рерих и Г. И. Чорос-Гуркин: притяжение Алтая (к постановке проблем)» / Рериховское наследие: Труды конференции. – Т. X. – СПб., 2013.
        3 Рерих. Н.К. Алтай – Гималаи – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – 360 с.: ил, с 265.
        4 Рерихи на пути в Тибет. Дневники Зинаиды Фосдик: 1926–1927 / Состав., вступ. ст., прим. В.А.Росов. – М.: ГМВ, 2016. – 300 с., илл.; с. 45
        5 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – 360 с.: ил, с 257,258.
        6 Цесюлевич Л. "Рерих на Алтае", сайт «Обретение»: электронный доступ по тексту: http://www.obretenie.info/txt/cesulevich_altay.htm
        7 Рерихи на пути в Тибет. Дневники Зинаиды Фосдик: 1926–1927 / Состав., вступ. ст., прим. В.А.Росов. – М.: ГМВ, 2016. – 300 с., илл.; с. 38
 


*MHP – Музей Николая Рериха в Нью-Йорке
 

 

___________

 

««

П
У
Б
Л
И
К
А
Ц
И
И

««

Ваше имя:     Н А П И Ш И Т Е     В А Ш     К О М М Е Н Т А Р И Й :
Если Вы не робот, Напишите название месяца следующего после осени без мягкого знака.:
 

К О М М Е Н Т А Р И И
 


СообщениеДобавлено: 05 фев 2018, 02:21 
:
Андрей, в своей статье вы используете этюд Н.К.Рериха "Белуха" (ил. 5). Эта работа была опубликована в журнале "Восход" (Издание СибРО), 2017, № 9. Под изображением в вашей статье нет никакой ссылки. На публикацию этюда мной получено специальное разрешение от владельца частной коллекции. Вы воспроизвели изображение пиратским образом, не запросив разрешения ни у автора статьи, ни в редакции журнала, как я понимаю. Поэтому прошу вас снять данное изображение "Белуха" (1926) со своего сайта и впредь не использовать его без разрешения.


Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 фев 2018, 13:45 
:
В.А.Росов писал(а): «Андрей, в своей статье вы используете этюд Н.К.Рериха "Белуха" (ил. 5). Эта работа была опубликована в журнале "Восход" (Издание СибРО), 2017, № 9. Под изображением в вашей статье нет никакой ссылки. На публикацию этюда мной получено специальное разрешение от владельца частной коллекции. Вы воспроизвели изображение пиратским образом, не запросив разрешения ни у автора статьи, ни в редакции журнала, как я понимаю. Поэтому прошу вас снять данное изображение "Белуха" (1926) со своего сайта и впредь не использовать его без разрешения.»

Уважаемый Владимир, Вы меня удивляете не только плохим знанием законов об авторском праве, но и своей невнимательностью. Данный доклад был публично представлен на конференции в МИСР осенью 2016 года, то есть на год раньше, чем опубликовали эту работу Вы.
Честно говоря, я надеялся, что наука для Вас важнее, чем коммерческое ее использование. Все мы можем допускать ошибки, даже доктора наук. Поэтому ради науки стоило бы Вам, прежде всего, признать допущенную Вами ошибку в утверждении, что Рерих посещал Рахмановские источники. А уж потом заботиться о вопросах коммерческого и иного использования произведений Рерихов.
Если Вы, все-таки, будете настаивать на некоем своем праве в отношении публикации данного этюда Н.К., то, пожалуйста, укажите конкретно статью закона, на которую Вы ссылаетесь. Советую перед этим проконсультироваться у грамотного юриста.


Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 фев 2018, 14:02 
:
В.А.Росов писал(а): «Андрей, в своей статье вы используете этюд Н.К.Рериха "Белуха" (ил. 5). Эта работа была опубликована в журнале "Восход" (Издание СибРО), 2017, № 9. Под изображением в вашей статье нет никакой ссылки.»


Уважаемый Владимир Андреевич! Статья наша была сдана в печать в первой половине 2017 года, а доклад был сделан в октябре 2016 года, т.е. гораздо раньше, чем Ваша публикация. Мы это изображение получили по своим источникам, которые никак не связаны с Вашими. Так у кого мы должны были спрашивать разрешения?!

В.А.Росов писал(а): « На публикацию этюда мной получено специальное разрешение от владельца частной коллекции. Вы воспроизвели изображение пиратским образом, не запросив разрешения ни у автора статьи, ни в редакции журнала, как я понимаю. Поэтому прошу вас снять данное изображение "Белуха" (1926) со своего сайта и впредь не использовать его без разрешения.»


Уже опубликованные авторские произведения можно свободно использовать в НЕКОММЕРЧЕСКИХ целях.
Нас удивляет, почему Вы так волнуетесь?


Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 фев 2018, 21:06 
:
По поводу авторских прав.
Право на воспроизведение принадлежит исключительно автору произведения(Н.К. Рериху) или его наследникам - 70 лет после смерти.

Насчет "новой находки" в частной московской коллекции, о которой упоминает в статье В.А. Росов: http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/51745
Этот этюд был известен в кругах рериховедов с начала 2000 годов. Так, в базу музея Рериха в Нью-Йорке, чьим сотрудником я являюсь, и откуда мы и привели изображение, оно попало от прежнего владельца этюда Ч. Пасусты.
Поэтому, заявление В.А. Росова о "пиратском" воспроизведении этюда не имеет отношения к действительности, и ему следовало бы принести извинения за свои высказывания.


Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 фев 2018, 21:17 
:
Надо же, какие у вас замечательные "источники"! Дали бы тогда ссылку под изображением этюда "Белуха" на владельца... Как говорится, "Откуда дровишки? - Из леса, вестимо..." :)


Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 06 фев 2018, 23:41 
:
В.А.Росов писал(а): «Надо же, какие у вас замечательные "источники"! »

Владимир, Вам не кажется, что подобное отношение к Музею Николая Рериха в Нью-Йорке, выглядит банальным хамством? Переслали эту Вашу «замечательную» реплику в Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. Знаем наверняка, что за последние лет двадцать Вы не раз обращались в Музей за информацией из приведенного нами каталога, который вы здесь издевательски обозначили “источником”.
В.А.Росов писал(а): « Дали бы тогда ссылку под изображением этюда "Белуха" на владельца... Как говорится, "Откуда дровишки? - Из леса, вестимо..." :)»

Какое отношение владелец этюда имеет к научной теме доклада? Не путайте научное использование с коммерческим.
А, все-таки, Владимир, Вы обвинили нас в пиратстве, да еще у Вас. Может, все-таки стоит извиниться?


Ответить с цитатой  



Сейчас посетителей в разделе : 1