ЗАЖЕЧЬ ОБЩЕСТВО ИДЕЕЙ Часть 2 (часть 1 - пост, где цитируется статья Н. Шамаева) «Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели Свет» Лк,11-33 Кто-то уже высказал мысль, что с финансовым крахом МЦР закончился очередной этап в истории РД и начался новый. Но каким же будет этот новый этап? Думается, что, на самом деле, кампания по передаче доселе «прихватизированного» ЛВШ Наследия семьи Рерихов в госсобственность, даже если она и завершится полным успехом, принесет немного перемен в напряженную и, увы, довольно бесплодную атмосферу нашего нынешнего РД. А вот если мы сегодня сосредоточимся, в первую очередь, на другом, а именно - чтобы поднять Знамя Учения как маяка, указующего путь к спасительному выходу из нынешнего духовно-нравственного тупика всем здоровым силам страны - тогда дело, возможно, действительно может принять совершенно иной оборот. На мой взгляд, не Учение, но именно шапошниковский клан внушил если не всем, то многим рериховцам мысль, что надо сидеть тихо и не высовываться, и даже слегка «прогибаться», а то как бы чего не вышло. Сидеть скромно и заниматься благородным рериховедением, ну и по возможности также выставками и конференциями. Вот только, как говорила Е.И. «никакие приседания перед врагом не помогут, и Щит не будет охранять Никодимов». Конечно, мы все с уважением относимся к жизненному пути великой Семьи, понимаем и признаем всю важность подробного изучения их - Рерихов - жизни и творчества. Но… Но сами Рерихи, увидев, что вместо Учения мы занялись их активным «обожествлением», вероятно, возмутились и глубоко разочаровались бы. Уважение - уважением, почитание - почитанием, но главное все же - это их Дело, это Учение, открывающее путь всему человечеству в Эру Света накануне наступления нового Цикла. И если имя Рерихов нам заповедано держать высоко, то не как великих путешественников, осуществивших, в частности, Трансгималайскую экспедицию, и не как великих художников (хотя никто не собирается это умалять), но, прежде всего, как Пророков, то есть посланцев Шамбалы, Высших Сил. А вне Учения поднимать на щит имя Рерихов - значит унизить его! Великих художников было много, великих путешественников - тоже, но Рерихи - это вершины над вершинами. Это не просто очень высокоразвитые люди, это - почти богочеловеки, это Архаты, Братья Шамбалы, Учителя. И на землю в этот раз они пришли, прежде всего, ради Учения, ради принесения его на физический план планеты. Именно, в первую очередь, ради Учения писались ими картины и осуществлялись экспедиции, но не ради искусства самого по себе и не в сугубо научных интересах. Поэтому имя Рерихов мы можем действительно высоко нести, лишь подняв его вместе со Знаменем Учения. Но нас про Учение убедили помалкивать. Возможно, вначале так и нужно было делать, пока ростки его еле-еле проклевывались в жизни и их можно было легко затоптать. Но такова ли ситуация сейчас? Учение распространилось широко, назад его уже не упрятать. Тем более, выросли целые поколения отдельных людей, для которых оно составило смысл всей их жизни. Чего же еще ждать? Не пора ли, наконец, открыто заявить о себе, поднять Знамя и принять бой - бой за Учение? Разве мы для этого не готовы? Или, может быть, условия для этого не созрели? Ведь «бой» этот будет не на перекрытых баррикадами улицах - сегодня сражаться надо идеями. И, кстати, сейчас наступило время, когда для этого открылись самый широкие возможности: с одной стороны, есть доступный практически всем Интернет, а с другой - за инакомыслие сейчас уже никого не преследуют. Коммунисты, анархисты, монархисты, националисты, демократы, и еще Бог знает кто, а также атеисты, православные, мусульмане, буддисты, и т.д. - все сегодня сосуществуют параллельно (хотя далеко не в равных условиях) и никто никого давно не «бросает в лагеря», времена эти прошли. И неважно, что чисто физически мы немногочисленны и, следовательно, слабы - важно, что интеллектуально и духовно мы уже достаточно сильны. У нас за плечами - мощная Философия, которой вооружили нас Владыки. И, надо полагать, мы сумеем при надобности не только отбить вражеские «атаки», но и, главное, ответить здраво и глубоко по многим сложнейшим вопросам Учения Жизни, а их, когда мы вступим в такой «бой», нам зададут очень много, причем - самых разных. Так не пора ли открыто поднять наше Знамя? И, думается мне, если мы победим в этой интеллектуальной битве - то за нами пойдут множества. И тогда идеи Учения перестанут быть «мертвым грузом», а войдут в жизнь и начнут реализовываться. Но если мы будем сидеть и молчать - то ни с чем и останемся. Люди не идут к нам потому, что в РД нет никаких перспектив. Мы не боремся, вот и нет сторонников. Но не обивать чиновничьи пороги в борьбе за то, чтобы наказали торгаша, который обвесил нас на рынке «аж на 200 грамм!» (как кое-кто из рериховцев, стремящихся к «социальной активности», предлагает), нам надо. Добиваясь «законности», мы тем самым будем лишь работать на авторитет нынешних законов, то есть упрочать существующий ныне в государстве бездуховный порядок вещей. Да и вообще - не наше это дело (борьба с коррупцией, и т.п.), для этого существуют правоохранительные органы. Неужели кто-то, отработав свои восемь часов, еще и побежит вечером уличать коррупционеров или до ночи будет ловить воров? Нет, наше дело - совсем другое: добиться смены в обществе господствующей идеологии. Ибо «эффективно противостоять неблагоприятным тенденциям, разлагающим нравственный климат в обществе, не способна самая совершенная правоохранительная система. От социальных пороков одними карательными мерами или организационными преобразованиями избавиться невозможно. Они самым тесным образом связаны с нравственным состоянием общества, которое в свою очередь определяется господствующей в нём идеологией». Так пишет в своей работе Н. Шамаев, а я с ним согласен. Главное вот в чем: «Нравственное состояние общества в первую очередь определяется господствующей в нем идеологией». Вот за это действительно мы, и никто другой, должны сражаться. Потому что самая высшая и единственно правильная идеология у нас в руках. А вот «хождения в народ», на мой взгляд, наоборот, никому не нужны. Пока, по крайней мере. Мечтаете о том, чтобы «Родная пришла на село»? Но, позвольте вас спросить, кто будет платить «родной» зарплату? Да и ждут ли ее там? Кто хочет попробовать, может прийти, например, «на село» в Верх-Уймон - сами убедятся: их, скорее всего, просто пошлют куда подальше… Видали тут проповедников! А вот если бы предварительно сменилась государственная идеология - тогда и деньги бы нашлись, и люди бы, возможно, прислушались. Думаю, Елена Ивановна писала все это, имея в виду советскую страну. Ведь народ, на самом деле - как малые дети (имею в виде простых тружеников). Он, может быть, все еще чист душой, да глубоко невежественен. И тут, на мой взгляд, вовсе не нужно ждать, пока «идея общины зародится в сознании масс и станет потребностью и способом жизни», тем более, что русский народ - исконный общинник по самому своему духу. И, по моему, чушь, что СССР пал потому, что общину эту «насаждали с трибуны». Возможно, были некоторые перегибы, но пал он, я считаю, совсем по другим причинам, и прежде всего - от досадной теоретической ошибки по приписыванию пролетариату явно несвойственного ему величия «гегемона» (еще раз повторю Н. Шамаева, с которым согласен: «Явная переоценка возможностей пролетариата в строительстве коммунизма и стала той первой и основополагающей теоретической ошибкой марксистско-ленинского учения, которая привела всю коммунистическую идеологию к глубочайшему кризису»). А главное - от духовного тупика, о котором Вам, пожалуй, лучше всего скажет цитата из моей статьи «Горсть гвоздей»: «Ошибка «времени застоя» была в том, что главным считалось «всемерно добиваться неуклонного подъема материального благосостояния народа». Безусловно, это было важным делом, но, все-таки, не самым главным. И потому это был ложный, т.ск.«сытый», вульгарно-материалистический социализм и коммунизм. Но Христос учил другому коммунизму - не материальному, а духовному. Когда не бытие определяет сознание, а сознание - бытие. Когда цель - рост не материального благосостояния, а духовного потенциала человечества. Когда едят для того, чтобы жить, но не живут для того, чтобы есть. Когда доминирующее звено эволюции - не экономика, а Культура». Эту пустоту духовную в самый последний момент пыталась «заполнить» группа А. Дмитриева, но их почти никто не воспринял всерьез, а темная рука (в лице оклеветавшего Ленина А.Н. Яковлева) пресекла эту инициативу на самом верху - в ЦК КПСС. Как говорит в своем предисловии к книге О.Е. Аникиной «Под небом Уймона» И.С. Кузнецов, доктор исторических наук и профессор из Новосибирска, «весьма важно, что, в отличие от "западнической" диссидентской интеллигенции, последователи Н.К. Рериха (в частности, группа А.Дмитриева) не выступали против существующего общественного строя, считая его в чем-то закономерной стадией общественного развития, глубоко укорененной в российских традициях. Речь шла именно о его совершенствовании на базе духовного возрождения, фактически предлагался синтез Живой Этики и коммунизма» Но вернемся к вопросу, как быть с народом. Я считаю, простой народ надо воспитывать и вести за собой. «Мы знаем, что значит мнение масс - оно висит на слове Лидера», - писала 02.10.1934 Е.И. Рерих. Так было всегда. Народу нужно внушать идеи, а не ждать, пока он их сам создаст и разовьет. А внушить им, простым труженикам, можно как хорошее, так, увы, и плохое. Сейчас, например, им внушили капитализм, и они, словно так и надо, живут в нем. Их регулярно «кормят» этим капитализмом, и хотя у многих от такой еды самым естественным образом «побаливает животик», все же они в нем живут, так как мало что осознают. И если им «насильно» сменить гнилой духовный рацион на здоровый, то они вряд ли будут активно этому противиться, а со временем еще и спасибо скажут. Нет, не с ними нам нужно сейчас вести разговоры по Учению, а с интеллигенцией - т.ск. с «духовной элитой общества». С ними - бой. Именно они «стряпают» пищу для народа, переубедим их - переубедим и народ. Сам народ в глубине души хочет Света, но сбит с толку измышлениями этих умников. Но у нас есть, что ответить умникам, равно как и есть, что сказать народу. Народ мы не будем учить всем сложностям и философским глубинам Учения - это ни к чему. Но нам Сказано, что «Учение Христа можно записать на ладони», то есть преподать в виде немногих и самых простых, ясных и здравых принципов. Вот мы ему его так и преподадим - только сами Основы, не более, и при этом - в самом простом, понятном объяснении. С элитой же «дело хужее» - тут понадобится вся наша долгая и тщательная как интеллектуальная. так и духовная подготовка по Учению и все наши силы, чтобы выиграть эту «битву». Тут в ход пойдут изощреннейшие и сложнейшие мыслесплетения, и придется ох как потрудиться, чтобы распутать и упорядочить нити в этих «клубках». И, конечно, далеко не просто будет переубедить всевозможных «средних интеллигентов» с огромным самомнением - для этого нужно будет также проявить и немало выдержки, дабы не вовлечься вместе с ними в их астральные «водовороты» личных амбиций, а твердо и бесстрастно, последовательно и умело отстоять перед ними Основы. Но разве не для этого мы с вами два десятка лет штудировали Учение? Теперь «военное училище» закончено - не пора ли в реальный «бой»? И бояться «дискредитации» Имен и Учения не надо - противники всегда уничижительно отзываются друг о друге перед боем, однако - победителей не судят. Таким образом, если победим - то оправдаем и всякую «дискредитацию». Таким образом, главное - это победить в битве за общественное мнение, и тогда за нами (верней - в направлении, указанном нами) пойдет большинство. Ведь, что ни говори, а большинство в России действительно хочет Света, хочет справедливого общественного устройства и счастливой светлой жизни, но не знает пути к этому. А мы знаем. Кстати, вот вам и рецепт желаемого объединения РД. Думаю, многие люди из «клана» Шапошниковой тоже изнывают от невозможности приложить в полной мере свои знания и силы. Когда же перед всеми нами появится реальная перспектива, т. е. перспектива добиться выхода на широкий простор деятельности, тогда, надо полагать, каждый воспрянет духом. Тогда в единой борьбе и ради общей благородной цели забудутся все внутренние распри, и, объединившись вместе, мы и победим. Цель этой «битвы» в том, чтобы, прежде всего, преодолеть сопротивление умников всех мастей (а у остальных развеять их сомнения), препятствующих тому, чтобы общество твердо признало Общенациональной Идеей России идеологию, основанную на «Живой Этике как эволюционном научно-философском учении Новой Эпохи». Вот тогда поистине и начнется воплощение в жизнь заповеданной сказки. А пока… А пока, извините, мы просто нищие: у нас и пряников-то для наших «чаепитий с Учением» порой не на что купить. Что мы можем сделать в таком положении? Да ничего!.... Итак, можно подумать о том, чтобы поднять, наконец, наше Знамя. И прекрасный повод к этому дает нам возможность заявить сегодня, когда в обществе вновь встал вопрос о спасительной и объединяющей всех государственной Идее, о нашем Учении как об Общенациональной Идее России. Для этого я предлагаю, прежде всего, созвать и провести широкую рериховскую Интернет-Конференцию на эту тему, где в своих докладах разные авторы глубоко и всесторонне обозначат и разовьют, обоснуют и сформулируют все аспекты этой Идеи. Далее, по итогам Конференции, нужно будет составить и принять как общее Обращение - к гражданам всей страны, так и целый ряд частных - к различным социальным слоям и группам общества. А именно: 1) к простому народу (труженикам) 2) к православным верующим (но не к Церкви) 3) к мусульманам России 4) к буддистам России 5) к свободомыслящей интеллигенции (демократам) 6) к левым политическим силам 7) к русским патриотам 8) к евразийцам 9) к творческой интеллигенции 10) к научной общественности И, наконец, даже 11) к олигархам (ведь среди них все же могут найтись современные Саввы Морозовы) Обращения (как мне это видится сейчас) могут состоять из двух частей - краткой (призыв) и подробной (обоснование). Все эти Обращения, а также сборник лучших докладов в виде книги «Живая Этика как Общенациональная Идея России», можно будет обнародовать, скажем, в канун Дня России, и не только на наших сайтах, но (если результаты работы Конференции нам самим покажутся убедительными для этого) и на наиболее рейтинговых Интернет-площадках страны, а также, быть может, даже и в газетах и на ТВ. Таким образом, общество может быть широко оповещено об этой Идее, и, как результат, может начаться общенациональная дискуссия. Не исключено, что именно эта дискуссия и станет началом того «последнего боя», который мы должны принять, за Учение. И тогда этот «бой» мы должны выиграть, в итоге собрав под свои Знамена все здоровые силы России, чтобы с ними приступить затем к реальному строительству Новой Страны - страны Владыки. А тут и Великий Приход… Преждевременно? Возможно. Но чем мы рискуем? Мы ведь не навязываем, мы предлагаем. И не в виде Учения, а в виде Идеи. Давайте проведем Конференцию и тогда посмотрим. Пусть это будет проверочный тест на готовность. А вдруг?
|